Каждую организацию можно представить как одну большую коробку. Внутри этой коробки часто работают люди, в эту коробку что-то попадает на входе и что-то получается на выходе. То, что входит в коробку – назовем товарно-материальными ценностями, а то, что выходит из коробки - готовый продукт, который потребляется рынком.
Если из коробки действительно выходит нужный на рынке продукт, тогда то, что происходит внутри коробки, назовем – процессом создания ценности.
После продажи ценности на рынке мы получаем деньги. Назовем деньги, которые приходят в организацию протоком.
Часть этих денег уходит на то, чтобы закупить товарно-материальные ценности, обеспечить процессы, происходящие внутри коробки, которые называются операционными затратами.
По результатам оставшиеся деньги – это прибыль организации.
Если прибыли у организации нет или же она отрицательная (товарно-материальные ценности и операционные затраты превышают полученные деньги), то организация называется убыточной и не сможет долго существовать на рынке.
Таким образом, мы подошли к единственной цели каждой коммерческой организации – делать деньги. Все разработанные показатели эффективности организаций подчинены этой единственной цели. Каждая организация разрабатывает свой набор показателей, а самые важные из них называют ключевыми показателями эффективности (англ. Key performance indicators, KPI). Неизменными для каждой организации являются три самых важных KPI:
1) Проток – деньги, которые приходят;
2) Товарно-материальные ценности - деньги, которые находятся внутри системы;
3) Операционные затраты – деньги, которые мы должны выплатить для того, чтобы обеспечить проток.
На нашей коробке эти показатели выглядят следующим образом: