Рис 4. Процессный подход к управлению
***
Вернемся к проекту с Янтарьэнерго. Мы начали исследовать, с помощью каких методологий можно описать процесс присоединения к электричеству, чтобы это было понятно и сотрудникам компании, и разработчикам. Методологии описания бизнес-процессов будут подробно рассмотрены в отдельной статье, здесь же я расскажу о цепочке создания ценности.
В 1985 году Майкл Портер предложил миру модель компании в виде ряда основных и вспомогательных процессов. За моделью закрепилось название Цепочка ценности (Цепочка создания ценности).
Модель основана на следующих соображениях: Всякий продукт покупается на рынке лишь потому, что он обладает некоторой ценностью, за которую покупатель готов заплатить запрашиваемую цену. С этой точки зрения бизнес можно рассматривать как процесс создание ценности товара. Модель, основанную на этих же соображениях, предложила ранее компания McKinsey. Однако именно модель Портера получила признание у специалистов и консультантов по стратегическому управлению.
Цепочка создания ценности — организованный и взаимосвязанный набор бизнес-процессов, создающий ценность для клиентов.
При анализе уникальных цепочек ценностей одной организации следует учитывать следующие особенности методов выделения цепочек:
· у одной компании может быть выделено столько цепочек ценности, сколько групп (видов) продуктов и услуг она поставляет внешним потребителям;
· деятельность конкретного предприятия будет охватывать только часть цепочки ценности, в рамках которой создается продукт или услуга для конечного потребителя;
· у компании могут оказаться такие цепочки, в рамках которых создаются продукты или услуги, не представляющие ценности для потребителей и разрушающие ценность самой компании.
Для обеспечения успеха на рынке компания должна предлагать потребителю продукт, имеющий для него ценность. В этом случае ценность понимается как совокупность получаемых потребителем выгод и понесенных им расходов, или часто говорят о лучшем (или худшем) соотношении <цена- качество>. Однако вклад в создание ценности отдельных процессов и структур организации, как правило, существенно различается. Разработчики стратегии должны учитывать эти различия, имея в виду, что компания остается прибыльной только в том случае, если создаваемая ею ценность превышает стоимость использованных ресурсов.
Структура цепочки создания ценности должна включать две основные составляющие: процесс и результат процесса. Изображение структуры цепочки создания ценности может отличаться, мой пример цепочки изображен на рисунке 5.
На рисунке 5 в прямоугольнике изображается процесс, а в овале — результат процесса. Отметим, что при разработке схем цепочек создания ценностей не следует стремиться к максимально полному описанию материальных и информационных потоков. Необходимо показывать лишь основные, системообразующие потоки и процессы. Степень полноты и детальности должна быть такой, чтобы схема цепочки адекватно отображала реальный бизнес и могла использоваться для принятия решений по его реорганизации.
Наша построенная и согласования с руководителями цепочка для Янтарьэнерго занимала один лист А3, на рис. 5 изображен фрагмент из нее.